Что такое педагогическая классификация детей с нарушенным слухом и зачем она нужна.
Педагогическая классификация детей-инвалидов по слуху направлена на их разграничение в зависимости от факторов и степени глухоты. Помимо этого подобные классификации лежат в основе различного образовательного процесса тех или иных детей и взрослых с нарушенным слухом.
Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис
В нашей стране наибольшее распространение среди сурдопедагогов и психологов получила психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис. Она основана на теории компенсации психологических функций Л.С. Выготского, в частности – положения о сложности и структурированности нарушений функций.
В этой классификации основными критериями являются:
-
степень потери слуха;
-
время возникновения нарушения слуха;
-
уровень и степень развитости речи.
Группы слабослышащих детей
Первая группа – дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития, на ранних этапах жизни. Такие дети не способны воспринимать естественную речь, не могут овладеть самостоятельно родным языком. Они способны овладеть речью лишь с помощью чтения, а также усиления естественных звуков в условиях специального обучения.
Вторую группу составляют поздно оглохшие дети с уже сформированной речью. Они оглохли тогда, когда уже понимали речь и свободно ею владели. Однако степень нарушения слуха и сохранности речи у таких детей могут быть различными.
Без специального обучения при сильной глухоте речь начинает исчезать из постоянного обихода ребенка, и, если с ним не будут заниматься специалисты, может исчезнуть совсем.
Эти дети имеют опыт речевого общения, для них важно научиться воспринимать речь с помощью зрительных образов. Их мышление сходно с мышлением нормально слышащих сверстников, причем чем выше степень сохранности слуха, тем выше уровень развития мышления.
К третьей группе относят детей с сохранным, но сниженным слухом. В зависимости от степени сохранности слуха эти дети могут самостоятельно овладеть речью, однако она имеет много существенных недостатков, которые в процессе обучения подлежат коррекции. Значение зрительного понимания речи тем выше, чем ниже уровень слуха.
Зачем нужна классификация
Отнесение ребенка к той или иной группе определяет программу его обучения и выбор школы, в которой будет учиться и развиваться ребенок.
В частности, в школе для слабослышащих рекомендуют учиться поздно оглохшим детям, с хорошим уровнем речевого развития, и тугоухим детям.
Разработка подобных классификаций может сыграть существенную роль в жизни ребенка, потому что направление в не соответствующее его нарушениям учебное заведение может привести к непоправимым последствиям.