Кого обучают в школах для слепоглухонемых

В школе для слепоглухих детей обучаются дети, нарушение слуха которых привело к полному или частичному недоразвитию речи.

 

Как таковая слепонемоглухота определяется в науке как наступившая в раннем или более позднем возрасте потеря зрения и слуха, и в связи с этим наступившая немота. Такое определение несколько узкое с педагогической точки зрения. Для педагогов, прежде всего, важен ответ на вопрос кто подлежит обучению в школе для слепоглухонемых детей.

Разумеется, это, прежде всего дети тотально слепые, то есть не имеющие предметного зрения и одновременно с этим тотально глухие, то есть не способные воспринимать и понимать человеческую речь. Проблему представляют дети, имеющие остаточное зрение или остаточный слух. Для установления факта слепоглухонемоты для каждого конкретного ребенка необходимо с помощью проведения разнообразных исследований установить насколько нарушены тот или иной дистантный анализатор, а на основании этих данных определить, на сколько пострадала и речь ребенка, как последствие нарушения зрительной и слуховой сенсорной системы.

Слепонемоглухота не является простой суммой двух дефектов – зрения и слуха. При слепоглухонемоте у человека отсутствует компенсация зрения за счет функционирования слуховой сенсорной системе, но и зрение не способно компенсировать нарушение слуха и речевой функции. При слепоте потеря слуха, да же несущественная, приводит к более серьезным проблемам, чем все та же потеря слуха у зрячего. Точно так же потеря зрения глухим ребенком более страшна, чем слепота слышащего.

Развитие слепоглухонемого ребенка сильно разница с формированием ребенка с нарушенным слухом или зрением. Это связано с недостатком взаимодействия слепонемоглухого ребенка с окружающим миром. Именно это и является определяющим фактором при отнесении ребенка к категории слепоглухонемые, а не простое численное сочетание дефекта зрения и слуха у одного человека одновременно.

Слепым считается человек с остротой зрения до 0,04 включительно. Глухим считается тот, у кого потеря слуха в речевом диапазоне частот превышает 75—80 дб. Однако это не означает, что к категории слепоглухонемых детей могут быть отнесены только дети с данными показателями. Такой количественный подход с точки зрения обучения, воспитания и интеграции детей в общество не верен. При отнесении ребенка к категории слепоглухонемых, а значит и рекомендации для обучения в школе соответствующего вида специалисты исходят не из конкретных цифровых данных, а из того на сколько развит ребенок, какова степень сформированности средств общения с другими людьми, и прежде всего обращают внимание на уровень развития речи, а так же на реальную возможность вступления ребенка во взаимодействие.

Состояние зрения

По существующему положению люди с остротой зрения до 0,08 относятся к категории слепых. Глухие дети с таким зрением подлежат обучению в школах для слепоглухонемых детей. С практической точки зрения глухой ребенок с остротой зрения до 0,1 так же не сможет обучаться в школе для глухих детей. Они не смогут научиться читать плоскопечатные книги и считывать информацию с лица говорящего. Эта группа детей остается не востребованной как в школах для глухих, так и в школах для слепых. Они должны обучатся в школах для слепоглухонемых детей.

В том случае, если слабовидение осложнено глухотой, врач окулист дает заключение, на сколько не противопоказано ребенку систематическое чтение зрячих учебников, а так же в состоянии ли он научится читать устную речь по губам. В том случае если патологическая потеря зрения будет продолжаться в течении всей жизни ребенка его родителям рекомендуют определить его в школу для слепоглухонемых, где он сразу научится читать по системе Брайля. Такое обучение более эффективно, чем при переучивании поздноослепшего ребенка.

При обследовании зрения учитывается не только его острота, но и широта поля зрения, сохранность центрального и периферического зрения, степень утомляемости. В некоторых случаях детям может быть установлен щадящий режим. В этом случае ребенку может быть противопоказано чтение зрячих книг и тогда его переводят на обучение по системе Брайля. Необходимо так же учитывать и способность ребенка пользоваться остаточным зрением. В практике были случаи, что глухие дети с восстановленным зрением, так называемые «прозревшие» так и не научились им пользоваться, предпочитая зрительному восприятию осязание.

Таким образом, обучению в школе для слепоглухонемых детей подлежат дети, с таким нарушением зрения, при котором ребенку противопоказано систематическое чтение зрячих книг и они не имеют возможности считывать устную речь с лица говорящего.

Состояние слуха и речи

К глухим относятся лица с потерей слуха, превышающей 75—80 дб в речевом диапазоне частот (500—3000 гц). Однако и в данном случае не следует использовать только количественную характеристику для педагогических нужд при определении слепоглухонемоты. В характеристики глухого ребенка самое главное не то, что он глухой, а то, что он вследствие глухоты стал немым.

В связи, с чем слепоглухоту можно определить как такое нарушение слуха, которое не позволяет ребенку воспринимать речь других людей, вследствие чего у него наблюдается немота.

Недоразвитие речи связано с различной степенью глухоты, от тугоухости до полной потери слуха.

Разная степень потери слуха ведет за собой и различную степень не сформированности речи. Так, при легкой потери слуха у ребенка нарушается только произношение, при более серьезной глухоте у ребенка может быть нарушено понимание слов и их соотнесение с ситуацией, на самом последнем этапе, ребенок полностью не способен воспринимать речь человека да же очень громкую.

Слепота сильно отягчает развитие речи да же при очень легком нарушении слуха, а при отсутствии систематического обучения речь может вообще не сформироваться.

При отборе в школу слепых детей, страдающих тугоухостью специалисты учитывают не степень потери слуха, а уровень развития речи. Тугоухость, приведшая к полному или частичному отсутствию речи, то есть полному не пониманию ее содержания, аграмотичности, при слепоте является основным показателем для помещения ребенка с целью обучения в специализированную школу для слепоглухонемых детей.

Таким образом, в школе для слепоглухих детей обучаются дети, нарушение слуха которых привело к полному или частичному не до развитию речи.

 

Поделиться:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Контактные линзы: правила безопасности
Удобство контактных линз неоспоримо: в отличие от очков они не давят на переносицу, не мешают заниматься спортом и даже позволяют модницам менять цвет глаз по своему желанию. Но при неправильном обращении с линзами можно заработать конъюнктивит, синдром сухого глаза и даже грибковое поражение роговицы. Что нужно знать о контактных линзах?
Глаза разного цвета: отчего так бывает
По статистике, около 1% всего населения земного шара имеет глаза разного цвета. Это явление носит название «гетерохромия» и вызывается рядом причин, врожденных или же приобретенных.
Комментарии
Комментировать
ПОПУЛЯРНОЕ
Беременность зимой: 5 рисков будущей мамы
Беременность зимой: 5 рисков будущей мамы
Зная особенности холодного времени года, можно к ним заранее подготовиться и свести к минимуму риски для мамы и малыша. Все о беременности зимой.
Женская консультация
Суперспорт: 10 плюсов волейбола для здоровья
Суперспорт: 10 плюсов волейбола для здоровья
9 февраля считается днем рождения волейбола. В этот день в 1895 году была придумана новая игра с мячом через сетку, подвешенную выше человеческого роста. О пользе волейбола для здоровья читайте в нашем материале.
Фитнес и спорт
Как спортсменки восстанавливают форму: правила углеводного чередования
Как спортсменки восстанавливают форму: правила углеводного чередования
Чтобы избавиться от лишней жидкости и добиться большей рельефности мышц пресса, за неделю перед выступлениями спортсмены садятся на специальную диету, основанную на методе углеводного чередования.
Здоровое питание

Post new comment

  • Web page addresses and e-mail addresses turn into links automatically.
  • Allowed HTML tags: <h2><a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Lines and paragraphs break automatically.
  • You may use [block:module=delta] tags to display the contents of block delta for module module.
  • You may quote other posts using [quote] tags.

More information about formatting options

ИНТЕРЕСНОЕ
Нарушения бокового зрения
Периферическое или боковое зрение – зрение, которое осуществляется периферическими областями сетчатки глаза. Основной задачей бокового зрения является ориентация в пространстве.
10 самых полезных продуктов для зрения
Сегодня хорошее зрение – не дар природы, а результат постоянной работы. Поддержать работу глаз можно с помощью здорового питания и продуктами, богатыми полезными веществами.