Компенсация частично утраченного зрения

Знание процесса компенсации слепоты дает возможность тифлопсихологам и тифлопедагогам эффективно организовать образовательный процесс слепых и слабовидящих детей.

Сегодня создаются целые образовательные комплексы, направленные на компенсацию частично утраченной или полностью отсутствующей зрительной функции. Образовательные программы используют разнообразные виды деятельности – игровую, познавательную, предметную и т.п.

Кроме того, разрабатываются программы, цель которых – компенсация вторичных дефектов психического развития при нарушенном зрении.

Компенсация при частичном и тотальном дефекте

Компенсация частичного дефекта проходит те же стадии, что и компенсация тотального, за исключением того, что при частичном дефекте в процессы компенсации включается информация, поступающая от зрительного нарушенного анализатора. При этом соотношение коррекции и компенсации сильно изменено.

В случае частичного дефекта осуществляется коррекция первичного дефекта, то есть основная задача педагогов и родителей – постараться максимально полно задействовать зрительные функции ребенка.

Дальнейший путь компенсаторного процесса основывается на прошлом опыте, познавательных процессах предметной деятельности, через которые происходит познание мира и развитие психологических свойств личности ребенка. При этом следует учитывать влияние сенсорного дефекта на общее психическое развитие ребенка.

Наиболее важной проблемой современной тифлопсихологии и тифлопедагогики является коррекция зрительного восприятия у слабовидящих детей и детей с остаточным зрением.

Многие годы остаточное зрение использовалось при обучении хаотично, в основном при бытовой деятельности и пространственной ориентировке. Не было создано специализированных приспособлений, которые могли бы облегчить социально-бытовую деятельность и пространственную ориентировку слабовидящих.

С одной стороны, тифлопсихологи полагали, что остаточное зрение вообще не должно использоваться с целью его сохранения для будущей жизни, а с другой – педагоги использовали потенциал остатка зрительных функций, не заботясь о его сохранности.

В современной тифлопсихологии появились исследования, а на их основе – программы, позволяющие не только продуктивно использовать остаточное зрение, но и обучать слабовидящих детей корректному его использованию.

Исследования и программы компенсации нарушенного зрения

Большой вклад в развитие компенсации ближнего зрения внесли работы Н.Барраги, которые сегодня применяются более чем в 15 странах мира.

Отечественными учеными также созданы программы по компенсации нарушений зрительной функции – например, Л.П. Григорьевой создана система развития зрительного восприятия, которая включает как психофизиологические, так и психолого-педагогические элементы.

Отечественные тифлопсихологи доказали, что при использовании остаточного зрения на уроках родной речи, природоведения и географии познание идет значительно более просто для ребенка при использовании сохранного анализатора с одновременным его сохранением.

Значительное влияние грамотное применение остаточного зрения оказывает на весь процесс образования. Детям значительно проще осуществлять описывание предметов, они реалистично составляют рассказы об окружающем мире, их повествования отличаются большей стройностью, логичностью, эмоциональностью, реалистичностью.

Рассказы достаточно разнообразны и вариативны. Дети с огромным удовольствием работают с цветными рельефными рисунками, а в их долговременной памяти в течение полугода сохраняется изображенный на них образ, в то время как бесцветные рисунки сохраняются в памяти не более трех месяцев.

Важным аспектом при создании работ и программ по развитию зрительного восприятия слабовидящих является создание гигиенических и эргономических условий. Прежде всего, необходимо учесть аспекты освещенности: должен быть как общий свет, так и дополнительный.

Зачастую незрячий с остаточным зрением либо близко подносит объект к глазам, либо низко над ним склоняется. Это снижает освещенность предметов. Соблюдение условий правильной освещенности не создает нагрузки на уроках, в течение 15-20 минут обеспечивая непрерывную зрительную нагрузку.

Однако из-за недостаточности зрения, которое не позволяет рассмотреть слишком мелкие или слишком высокие объекты, основными инструментами обучения для незрячего с остаточным зрением остаются осязание и слух и только потом зрение.

Поделиться:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Контактные линзы: правила безопасности
Удобство контактных линз неоспоримо: в отличие от очков они не давят на переносицу, не мешают заниматься спортом и даже позволяют модницам менять цвет глаз по своему желанию. Но при неправильном обращении с линзами можно заработать конъюнктивит, синдром сухого глаза и даже грибковое поражение роговицы. Что нужно знать о контактных линзах?
Глаза разного цвета: отчего так бывает
По статистике, около 1% всего населения земного шара имеет глаза разного цвета. Это явление носит название «гетерохромия» и вызывается рядом причин, врожденных или же приобретенных.
Комментарии
Комментировать
ПОПУЛЯРНОЕ
Беременность зимой: 5 рисков будущей мамы
Беременность зимой: 5 рисков будущей мамы
Зная особенности холодного времени года, можно к ним заранее подготовиться и свести к минимуму риски для мамы и малыша. Все о беременности зимой.
Женская консультация
Суперспорт: 10 плюсов волейбола для здоровья
Суперспорт: 10 плюсов волейбола для здоровья
9 февраля считается днем рождения волейбола. В этот день в 1895 году была придумана новая игра с мячом через сетку, подвешенную выше человеческого роста. О пользе волейбола для здоровья читайте в нашем материале.
Фитнес и спорт
Как спортсменки восстанавливают форму: правила углеводного чередования
Как спортсменки восстанавливают форму: правила углеводного чередования
Чтобы избавиться от лишней жидкости и добиться большей рельефности мышц пресса, за неделю перед выступлениями спортсмены садятся на специальную диету, основанную на методе углеводного чередования.
Здоровое питание

Post new comment

  • Web page addresses and e-mail addresses turn into links automatically.
  • Allowed HTML tags: <h2><a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Lines and paragraphs break automatically.
  • You may use [block:module=delta] tags to display the contents of block delta for module module.
  • You may quote other posts using [quote] tags.

More information about formatting options

ИНТЕРЕСНОЕ
Нарушения бокового зрения
Периферическое или боковое зрение – зрение, которое осуществляется периферическими областями сетчатки глаза. Основной задачей бокового зрения является ориентация в пространстве.
10 самых полезных продуктов для зрения
Сегодня хорошее зрение – не дар природы, а результат постоянной работы. Поддержать работу глаз можно с помощью здорового питания и продуктами, богатыми полезными веществами.