Школа-интернат и становление личности незрячего ребенка

Долговременное проживание в условиях подобных школ изменяет процесс формирования и развития личности детей, влияет на их дальнейшую жизнь.

На процесс формирования личности детей непосредственное воздействие оказывают педагогические и психологические условия, в которых находится ребенок в период взросления.

Особенности школ-интернатов

Условия жизни детей, которые в период обучения долгое время находятся в специализированных школах-интернатах, подвержены строгой регламентации.

Такие школы представляют собой строгие коммуникационные среды, в которых дети общаются в замкнутом пространстве, с одними и теми же сверстниками, в них присутствует строгое распределение социальных ролей, а количество взрослых, с которыми может взаимодействовать ребенок, ограничено численностью обслуживающего персонала и педагогическим составом.

В этих условиях говорить об эмоциональном общении сложно, оно сводится к формальному взаимодействию.

Особенности личности детей, проживающих в школах-интернатах

Психологические исследования глубинной структуры личности подростков и старших школьников с нарушенным зрением, проведенные Р.А. Курбановым и А.М. Виленской с использованием проективных методик, показывают, что уровень притязаний слепых детей серьезно занижен по сравнению с их зрячими сверстниками.

Если выборы нормально видящих лежат в зоне сложных задач, то у незрячих школьников выборы находятся в пределах заниженных задач при очень высоком уровне самооценки. Это свидетельство неуверенности личности в себе, неблагоприятном направлении развития.

Сочетание высокой самооценки и низкого уровня притязаний – свидетельство того, что слепых удовлетворяет средний уровень развития.

Внутренние личностные качества незрячих определяются сочетанием отношения к себе, набором ценностей и интересов, определением себя в среде зрячих. Большая часть детей неадекватно относится к своему дефекту, игнорируя и вытесняя его.

Для подростка важным является отношение к себе, значимым взрослым, общение со сверстниками, а для незрячего подростка еще и отношение к проявлениям своего дефекта. У воспитанников школ-интернатов не сформировавшимся остается отношение к своей семье, дружбе, привязанности, своему прошлому.

Результаты психологических исследований показывают, что школьники недостаточно адекватно оценивают свое место в среде зрячих, зачастую подросток помещает себя значительно выше остальных, что свидетельствует о завышенной самооценке, а из беседы с ним следует, что он не считает нарушение зрения связанным с его здоровьем.

В противоположность выше описанным школьникам другая группа подростков помещает себя на шкале значимости гораздо ниже остальных, считая, что проблемы зрительных нарушений серьезным образом влияют на их жизнедеятельность и что им нет места в среде нормально видящих.

Наибольшей ценностью для незрячих старшеклассников являются такие качества личности, как целеустремленность, умение добиваться поставленной цели, доводить до конца начатое. Значимыми чертами характера они считают терпимость, умение сдержаться в конфликтной ситуации.

Для незрячих воспитанников интернатов характерно чувство вины, присутствие страхов. У большинства из них страхи и опасения связаны с взаимодействием с окружающим миром, с межличностными отношениями с людьми вообще и противоположным полом в частности.

Анализ отношения подростков к своему дефекту показал, что у них присутствует тенденция сравнения себя со зрячими, желание доказать, что они такие же, как и люди без нарушений. В связи с этим у школьников возникают глубокие внутриличностные конфликты, сопровождаемые неадекватностью поведения.

Все вышеизложенное говорит о том, что для воспитанников школ-интернатов актуальным является проведение серьезной коррекционной работы. Важным в этом случае является следующее:

  • возможность соприкосновения воспитанников с внешним миром, то есть снижение закрытости специализированных школ для слепых и слабовидящих;
  • возможность межличностных отношений с нормально видящими сверстниками;
  • привлечение к воспитанию ребенка его родителей;
  • создание совместно с регламентацией проживания в условиях интерната возможности индивидуализации жизнедеятельности ребенка.
Поделиться:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Контактные линзы: правила безопасности
Удобство контактных линз неоспоримо: в отличие от очков они не давят на переносицу, не мешают заниматься спортом и даже позволяют модницам менять цвет глаз по своему желанию. Но при неправильном обращении с линзами можно заработать конъюнктивит, синдром сухого глаза и даже грибковое поражение роговицы. Что нужно знать о контактных линзах?
Глаза разного цвета: отчего так бывает
По статистике, около 1% всего населения земного шара имеет глаза разного цвета. Это явление носит название «гетерохромия» и вызывается рядом причин, врожденных или же приобретенных.
Комментарии
Комментировать
ПОПУЛЯРНОЕ
Беременность зимой: 5 рисков будущей мамы
Беременность зимой: 5 рисков будущей мамы
Зная особенности холодного времени года, можно к ним заранее подготовиться и свести к минимуму риски для мамы и малыша. Все о беременности зимой.
Женская консультация
Суперспорт: 10 плюсов волейбола для здоровья
Суперспорт: 10 плюсов волейбола для здоровья
9 февраля считается днем рождения волейбола. В этот день в 1895 году была придумана новая игра с мячом через сетку, подвешенную выше человеческого роста. О пользе волейбола для здоровья читайте в нашем материале.
Фитнес и спорт
Как спортсменки восстанавливают форму: правила углеводного чередования
Как спортсменки восстанавливают форму: правила углеводного чередования
Чтобы избавиться от лишней жидкости и добиться большей рельефности мышц пресса, за неделю перед выступлениями спортсмены садятся на специальную диету, основанную на методе углеводного чередования.
Здоровое питание

Post new comment

  • Web page addresses and e-mail addresses turn into links automatically.
  • Allowed HTML tags: <h2><a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Lines and paragraphs break automatically.
  • You may use [block:module=delta] tags to display the contents of block delta for module module.
  • You may quote other posts using [quote] tags.

More information about formatting options

ИНТЕРЕСНОЕ
Нарушения бокового зрения
Периферическое или боковое зрение – зрение, которое осуществляется периферическими областями сетчатки глаза. Основной задачей бокового зрения является ориентация в пространстве.
Воспаление слезного мешка: причины, симптомы, лечение
Боль у внутреннего угла глаза, покраснение, неприятные ощущения в глазах – привычные спутники долгой работы за компьютером, бессонных ночей и стресса. Однако такой дискомфорт также может свидетельствовать об опасном заболевании – воспалении слезного мешка (дакриоцистите).