Дикие дети

10 декабря 2014 г.
Дикие дети
Фото: shutterstock.com
Всем с детства известна история про мальчика Маугли, воспитанного дикими животными в джунглях. Красивая сказка, полная удивительных приключений и со счастливым концом – повзрослевший Маугли возвращается к людям. История, имеющая под собой реальное основание, только вот концовка в жизни всегда совсем другая, далеко не столь радостная.

Дикие дети (по научному – феральные, от лат. fera — дикое животное) — это дети, которые с раннего возраста находились вне контакта с другими людьми, а воспитывались животными. Такие дети не знают человеческого языка, предпочитают ходить на четырех конечностях и обладают повадками тех животных, в среде которых они росли.

Реабилитация диких детей крайне сложна, а в случае, если до пятилетнего возраста ребенок не был возвращен в человеческое общество, невозможна.

Существует две категории диких детей. Первая – стопроцентно феральные дети, то есть те, которые росли в условиях дикой природы в окружении животных. Чаще всего в роли «приемных родителей» выступают волки, в южных широтах – обезьяны.

Вторая – дети, содержавшиеся в условиях изоляции в населенных пунктах. Как правило, это дети из социально неблагополучных  семей или семей, где родители страдают психическими заболеваниями.

Настоящие Маугли

Историй про диких детей много, документально подтвержденные факты известны с XIV века. Так, еще в 1344 году в лесу неподалеку от германского города Гессена был найден мальчик, воспитанный волками. Он передвигался на четвереньках и ел исключительно сырую пищу.

В XVIII веке в разных странах Европы были найдены несколько диких детей. Причем двое из них – мальчик из Германии, названный Питером, и французский «Маугли» Виктор из лесов Аверона были именно феральными детьми. Несмотря на попытки социализировать детей, единственное улучшение, которого удалось добиться врачам, – это знание нескольких слов и навык прямохождения.

А вот загадочный найденыш в Нюрнберге явно относился к социально изолированному типу.  Шестнадцатилетний подросток появился на улицах города с письмом в руках. В письме сообщалось, что ребенок был подкинут в семью бедного рабочего, где и содержался долгие годы. Каковы были условия этого содержания – можно только догадываться. Но в отличие от феральных детей ему удалось довольно хорошо освоить человеческую речь.

В начале XX века в Индии были найдены две девочки, воспитанные волчицей. Амала и Камала, так назвали найденышей, имели повадки диких животных: передвигались на четвереньках, кусались, ели сырое мясо. Кроме того, девочки обладали феноменальным обонянием.

Младшая девочка, которой на момент обнаружения было около полутора лет, умерла спустя всего год. Старшая прожила еще около 10 лет, научилась простейшим словам, но до конца вернуться в человеческое общество так и не смогла.  

Вероятно, все эти дети или сами терялись в лесу, или были сознательно оставлены там родителями, не имевшими возможности содержать ребенка.

К сожалению, случаи обнаружения диких детей случаются и в современной истории. Только в данном случае речь идет в основном о детях, которые подверглись вынужденной изоляции от общества.

Так,  в 1970 году в США в отделение социальной защиты женщина привела свою тринадцатилетнюю дочь. Девочка не умела говорить, принимать твердую пищу, пользоваться предметами обихода и уборной. Причина крылась в том, что отец девочки, узнав о ее возможной неполноценности, запер Джини на долгие годы в комнате.

Привязанная к стулу, не имеющая возможности нормально двигаться и общаться девочка напоминала зверька. Несмотря на все усилия врачей, психологов и психиатров, которые длились не один год, Джини так и не смогла нормально освоить человеческую речь и социализироваться.

Сейчас Джини 57 лет, и она содержится в частном специализированном заведении.

Джини, naked-science.ru

Человеческая природа: врожденное или приобретенное?

Все случаи с дикими детьми имеют много общего. Все они длительное время находились в изоляции от других людей, имели повадки, имеющие мало общего с человеческими, и при возвращении в общество не могли занять там свое место.

Причем чем дольше ребенок находился вне общества и чем раньше оказался в изоляции, тем хуже шел процесс адаптации. Также сходны и признаки синдрома Маугли: неумение говорить, хождение на четырех конечностях, агрессия, отсутствие социальных навыков, страх перед другими людьми.   

Природа одичавших детей породила споры в научной среде. Вопрос о том, являются ли человеческие признаки врожденными или приобретаются в процессе общения с другими людьми, волновал и философов, и психологов.

Одним из первых этой темой заинтересовался Людвиг Фейербах, немецкий философ и атеист. В своем учении он разделил понятия «человеческая природа» и «человеческая сущность». Согласно его теории, природа человека – это его естественные данные и способности, а вот сущность – это то, что возникает исключительно в результате общения с себе подобными.

Некоторые ученые полагают, что дикие дети изначально страдают умственной неполноценностью. Однако если в случае с детьми, выросшими в изоляции, например, как американка Джини, этот вариант возможен, то когда речь идет о полностью феральных детях, такой вариант исключен. У психически нездорового ребенка шансы выжить в дикой природе практически равны нулю.

Другие психологи утверждают, что по стилю поведения – агрессивности, пронзительным крикам, склонности к поеданию сырой пищи – эти дети близки к аутистам. Однако феральные дети обладают способностями, которых нет у аутистов. Например, у них лучше развито обоняние, они легче переносят холод, жару и перепады температур, обладают большей устойчивостью к различным инфекциям, лучше приспособлены к общению на невербальном уровне.

Дикие дети: возвращение в общество

Всех маленьких Маугли, какова бы ни была их история, объединяет одно: практически полная невозможность адаптироваться в человеческом обществе. Некоторое преимущество имеют те, кто до момента изоляции уже обладал определенными социальными навыками.

Так произошло с украинской девочкой Оксаной Малой, воспитанной собаками. В раннем детстве она имела возможность контактировать с людьми и получила базовые навыки общения и речи. Поэтому, когда девочку изъяли из социально неблагополучной семьи, где ей приходилось жить в собачьей будке, она смогла восстановиться в достаточной мере, чтобы жить в обществе людей.

Оксана Малая, molomo.ru

Если же ребенок оказался оторванным от других людей в возрасте до одного года и провел в изоляции больше трех лет, то освоение языка, навыков межличностного общения и социальных норм практически невозможно.

Так, по мнению Эрика Леннеберга, психолога Гарвардского университета, возрастным порогом, после которого ребенок не сможет овладеть языковыми навыками, является промежуток от двух лет до момента полового созревания. Именно поэтому детские психологи уделяют развитию и воспитанию ребенка в первые годы жизни большое внимание.

Так, в период от года до трех лет ребенку необходимы занятия, развивающие мелкую моторику рук. Это может показаться удивительным, но такие занятия помимо общего развития оказывают плодотворное влияние на становление речи.

Детям старше года рекомендуется много читать вслух, показывать книжки с картинками. Кроме того, ребенку в таком возрасте необходим постоянный контакт с родителями. Именно в этот период закладываются основы социального мышления и формируется  поведение. Нормой считается, когда в 1 год ребенок знает порядка 10 слов, может самостоятельно ходить и пользоваться ложкой.

К трем годам словарный запас ребенка увеличивается до 300-700 слов, он обретает навыки построения простейших речевых конструкций, может самостоятельно одеваться и проситься на горшок. В этом возрасте ребенок уже осознает себя как личность и начинает познавать предметный мир.  При этом эмоциональная связь со взрослыми остается очень важной для полноценного развития.

Для нормального развития речи ребенку нужно регулярное общение со взрослыми. Тогда включаются механизмы запоминания слов и понимания их значений. В случае, когда малыш вырван из круга общения, эти механизмы нарушаются, и наверстать упущенное становится практически невозможно.

На возможность адаптации диких детей влияют множество факторов: возраст, в котором они оказались в изоляции и вернулись к людям, состояние здоровья, как физического, так и психического, место, где ребенок находился все годы. Но на полное возвращение в мир людей ферального ребенка рассчитывать не приходится. 

Поделиться:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Расшифровка снов приносит психическое здоровье
Древние придавали огромное значение снам. Расшифровка снов применялась для принятия решений, для исцеления людей. И сегодня сновидения активно влияют на нашу жизнь.
Как повысить самооценку
Часто люди чувствуют себя неуверенно из-за низкой самооценки. Это мешает им достичь успеха и стать по-настоящему счастливыми. Откуда берется низкая самооценка и как ее повысить? Попробуем разобраться.
Рационализация как вид психологической защиты
Рационализация избавляет человека от тревоги, дает ему уверенность, но при этом не дает возможности объективно видеть ситуацию, в том числе объективно оценивать свой вклад в нее.
Стресс и аффект
Будучи пиковым состоянием стресса, аффект сопровождается серьезными изменениями в физиологическом и психологическом состояниях организма и часто становится причиной обострения многих хронических заболеваний.
Комментарии
Комментировать
ПОПУЛЯРНОЕ
Беременность зимой: 5 рисков будущей мамы
Беременность зимой: 5 рисков будущей мамы
Зная особенности холодного времени года, можно к ним заранее подготовиться и свести к минимуму риски для мамы и малыша. Все о беременности зимой.
Женская консультация
Суперспорт: 10 плюсов волейбола для здоровья
Суперспорт: 10 плюсов волейбола для здоровья
9 февраля считается днем рождения волейбола. В этот день в 1895 году была придумана новая игра с мячом через сетку, подвешенную выше человеческого роста. О пользе волейбола для здоровья читайте в нашем материале.
Фитнес и спорт
Как спортсменки восстанавливают форму: правила углеводного чередования
Как спортсменки восстанавливают форму: правила углеводного чередования
Чтобы избавиться от лишней жидкости и добиться большей рельефности мышц пресса, за неделю перед выступлениями спортсмены садятся на специальную диету, основанную на методе углеводного чередования.
Здоровое питание
31 мая 2020 г. 01:22

спасибо!

Пожаловаться
Анонимно30 августа 2015 г. 18:18

Ну о том, что человек биосоциальное существо, должно быть известно из школьного курса обществознания. Просто, зачастую, такие гуманитарные предметы, в отличие от фундаментальных, считаются чуть ли не второстепенными и им не уделяется особого внимания. Возможно, поэтому многие люди пребывают в полной уверенности, что человек рождается таким "разумным", да к тому же бегающим, говорящим, мыслящим в отличие от животных и их уже очень трудно убедить, в том, что все это-приобретённые навыки

Пожаловаться

Post new comment

  • Web page addresses and e-mail addresses turn into links automatically.
  • Allowed HTML tags: <h2><a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Lines and paragraphs break automatically.
  • You may use [block:module=delta] tags to display the contents of block delta for module module.
  • You may quote other posts using [quote] tags.

More information about formatting options

ИНТЕРЕСНОЕ
Тыква во главе стола: 3 вкуснейших рецепта для приятного обеда
Пользу ограничительной диеты для мышей свела на нет «пищевая память»
Марафон «Японская гимнастика» Система занятий на 55 дней